Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области "Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

С 12 по 30 марта 2018 года в рамках реализации в области мероприятия «Развитие кадрового потенциала по вопросам изучения русского языка» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» кафедрой филологии и искусства института был проведён фестиваль учительских проектов по внеурочной деятельности «Величайшее богатство народа – его язык». Фестиваль проведен в соответствии с Положением о региональном фестивале учительских проектов по внеурочной деятельности, направленной на популяризацию русского языка, «Величайшее богатство народа – его язык» в рамках реализации федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы.

Цель фестиваля – выявление и распространение эффективных практик учителей-инноваторов, направленных на популяризацию русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях Ростовской области в рамках деятельности стажировочной площадки ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, обеспечивающих современное качество образования в условиях реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях.

На фестиваль было представлено 87 работ из 35 территорий области. Учительские проекты отличались разнообразием: интеллектуально-лингвистический ринг, конференция, интерактивная игра, лингвистическая гостиная, конкурсы знатоков русского языка, лингвистический КВН, турнир знатоков, методический конструктор, устный журнал, проект, элективный курс, школьная газета, исследовательская работа, игра-квест, заседание кружка и др.

Работы оценивались по 15 критериям: нормативность, актуальность, целостность, деятельностный характер инновационного опыта, активность учащихся, продуктивность, креативность, оригинальность, интегративность, социальная значимость, транслируемость, перспективность, презентабельность, количество участников проекта. Максимальное количество баллов по критериям – 57. Проекты участников фестиваля были оценены членами жюри от 54 до 19 баллов.

Экспертиза учительских проектов показала, что материалы соответствуют стратегиям государственной образовательной политики (федеральной целевой программе «Русский язык» на 2016-2020 годы, ФГОС, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации). Выявлены тенденция концептуального, культурологического, диалогического подходов к изучению русского языка и литературы. Особого внимания заслуживают работы в контексте регионального содержания с учетом поликультурной образовательной среды: представлены исследовательские проекты, посвященные изучению говоров донского региона, осмыслению творчества донских писателей (М.А. Шолохова, В.А. Закруткина). Лингвистические турниры, олимпиады, КВН-ы разработаны с учетом поликультурного состава обучающихся. Целостность проектов на уровне соответствия целей, задач, методов и приемов реализации очевидна.

Однако не всегда материалы внеурочной деятельности опираются на достижения в области современной лингвистики, литературоведения, педагогики, психологии и других учебных дисциплин.

По критерию «Деятельностный характер инновационного опыта» (максимально 15 баллов) участники не показали высоких баллов. Наряду с тем, что представленные материалы разработаны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, опираются на сферу интересов школьников, в проекте определены цели на предметном, метапредметном и личностном уровнях, потенциал современных образовательных технологий реализуется не в полной мере. Не разработаны также критерии и показатели оценки достижения планируемых результатов, не предусмотрено наличие обратной связи на уровне субъект-субъектных отношений между учителем и учащимися, между учащимися.

Не всегда школьники активно участвовали в разработке и реализации проекта, и как следствие – низкие баллы по критериям «Активность» и «Продуктивность», предусматривающих создание учащимися оригинального творческого продукта в процессе внеурочной деятельности (стихотворение, сценарий, открытка, проект, рекламный ролик, гипермедиа сочинение, компания в соцсетях, эссе и т.д.). Наиболее низкие баллы участники фестиваля получили по критерию «Перспективность», так как не были намечены пути дальнейшего развития проекта, а также по критерию «Социальная значимость», который предполагал следующее: распространение результатов и продуктов проектной деятельности или рождение нового проектного замысла, связанного с результатами представленного проекта; развитие партнёрских отношений с другими ОУ, учреждениями культуры (библиотеки, театры, выставочные залы, музеи, кинотеатры, союзы творческих работников).

При этом творческий подход к созданию проектов очевиден: представлен новый взгляд на традиционные темы, обозначены новые оригинальные идеи и пути решения языковых задач в поликультурном образовательном пространстве, что позволяет учителям донского региона использовать представленный опыт в профессиональной деятельности.

Проведение мероприятия актуализировало развитие метапредметных и междисциплинарных связей во внеурочной деятельности ОУ, направленной на утверждение ценностного потенциала русского языка как государственного языка Российской Федерации; определило направления совершенствования условий для развития кадрового и методического потенциала в целях популяризации и всестороннего развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России, обеспечения эффективности и доступности системы изучения государственного языка Российской Федерации (русского языка) как родного, как неродного, как иностранного; стало источником развития сетевого профессионального сообщества учителей русского языка и литературы по реализации стратегических направлений государственной языковой политики.

Фестиваль помог участникам раскрыть свои таланты, стал стимулом для развития их профессиональной компетенции.

Участники фестиваля получат электронные сертификаты, которые будут высланы на электронные адреса, указанные в заявке. Педагоги, занявшие перовые десять мест в рейтинге, получат грамоты: Рейтинг участников фестиваля учительских проектов по внеурочной деятельности, «Величайшее богатство народа – его язык», направленных на популяризацию русского языка, в рамках реализации государственной программы «Развитие образования».

Материалы участников фестиваля:

1. «Русский язык – общечеловеческий код культурного содружества» авторский коллектив муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 им. Б.Н. Куликова г. Семикаракорска».

2. «Толерантность. Урок одного слова» (методический конструктор урока), Чеха Т.Г., Ажинова Н.Н. учителя русского языка, литературы и ОПК МБОУ СОШ № 41 станицы Бессергеневской Октябрьского района Ростовской области



Возврат к списку