Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области "Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

О проекте

Мониторинг результатов деятельности системы поддержки молодых педагогов и системы наставничества

Результаты внедрения системы поддержки молодых педагогов и наставничества в Ростовской области в 2019-2020 году

Методическое пособие “Среда профессионального развития учителя российской школы, «устремлённой в будущее»: Стратегии, практики, перспективы.” Л.Н. Королёва, Т.А. Безматерных, В.А. Протопопова

Информация о мероприятиях, направленных на привлечение молодых педагогов

Модификация наставничества в организации

Инновационная система наставничества как механизм адресной поддержки молодого учителя

В условиях динамики, сложности и высокого темпа инновационных процессов в отечественном образовании Ростовская область, отвечая на современные вызовы и цели государственной политики в сфере образования, регламентированные Указом Президента Российский Федерации В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», определяет развитие единого регионального образовательного пространства непрерывного профессионального роста педагогических и управленческих кадров как приоритетную целевую установку. Особое значение приобретает этап «входа» в педагогическую профессию, работа с молодыми учителями и работниками дошкольных образовательных организаций как с важнейшей составляющей кадрового ресурса региональной системы образования.

ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО (далее Институт) как интегратор инновационных процессов в области развития кадрового ресурса сферы образования Ростовской области реализовывает несколько направлений поддержки и сопровождения профессионального роста молодых педагогических работников дошкольного и общего образования Ростовской области:

  • организационно-деятельностное сопровождение развития педагогического сообщества молодых учителей и работников дошкольных образовательных организаций Дона (конкурсное движение, фестивали, форумы, сетевые сообщества, семинары, вебинары);

  • научно-методическая поддержка молодых педагогов по совершенствованию трудовых функций, обозначенных в профессиональных стандартах (реализация программы повышения квалификации «Педагогическое сопровождение компетентностного развития молодых педагогов в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта «Педагог»», кадровый аудит и консалтинг педагогических и управленческих кадров по вопросам квалификационных требований, регламентированных профессиональными стандартами);

  • консультационная работа по структуре и содержанию ЕФОМ в контексте формирования Национальной системы учительского роста (семинары, вебинары, круглые столы, консультации);

  • мониторинговые исследования условий профессионального становления молодых педагогов в образовательной среде Ростовской области (мониторинг качества системы ДПО на основе анализа динамики развития профессиональных компетенций участников ПК и методических активностей, организованных Институтом, анализ результатов итоговой аттестации молодых педагогов по освоению программ повышения квалификации);

  • институционализация региональной системы поддержки молодых педагогов посредством реализации целевой программы «Школа молодого учителя». В 2019 учебном году проект «Школа молодого учителя» масштабировался и получил новый вектор перспективного развития «Школа молодого учителя в пространстве национальной системы учительского роста». Сегодня количество территориальных школ молодого учителя соответствует количеству районов Ростовской области и более тысячи молодых учителей Дона являются активными участниками этого профессионального сообщества.

Представим результаты наиболее актуальных мероприятий по реализации данных направлений в системе деятельности Института в2019 году:

  • определены основные векторы профессиональных дефицитов молодых педагогов в ходе реализации комплекса методических активностей (форумы, профессиональные сетевые сообщества, конференции, семинары, мастер-классы, конкурсы). На основе проведенной аналитики результатов данных мероприятий сформированы ключевые целевые и содержательные линии гибкой модели регионального пространства методической поддержки и сопровождения молодых педагогов с учетом выявленных профессиональных дефицитов в области предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных компетенций, заявленных в рамках Национальной системы учительского роста как ключевые в компетентностной модели учителя. Особенно результативным, продуктивным и информативным для последующей коррекции системы сопровождения профессионального роста молодых учителей Дона является конкурс «Молодой учитель Дона» (http://ripkro.ru/news/4081/). В данной номинации в конкурсе приняли участие молодые педагоги в возрасте до 35 лет включительно и со стажем педагогической работы не более 3-х лет из районов Ростовской области;

  • обеспечено участие молодых учителей Дона в молодежном педагогическом форуме «Учитель вчера, сегодня, завтра…»;

  • привлечены молодые педагоги к участию в работе сетевых профессиональных педагогических сообщества учителей («Смешанное обучение», «Учитель года Дона», «СОКРАТ», «Учитель географии» и др.), (всего более 1500 учителей, из них – около 300 молодых педагогов);

  • авторы систем качественного образования, победители профессиональных конкурсов, вовлечены в среду Регионального инновационного кластера эффективного образования (РИК), где одной из ключевых задач 2019 года выступает задача формирования актуальных механизмов наставничества инноваторов, лучших педагогов, коллективов школ, обеспечивающих высокое качество образования, над молодыми специалистами образовательных организаций в условиях муниципальных «Школ молодого учителя», а также над учителями школ, функционирующих в сложных социальных условиях. Успешно апробированными формами наставничества в образовательных организациях Ростовской области являются: менторинг, педагогический коучинг, супервизия, двойное наставничество. Технической платформой для развития наставничества как формы сопровождения профессионального развития молодых педагогов в условиях цифровизации образования является электронный сервис, разрабатываемый на базе официального сайта образовательной организации-куратора (в модели двойного наставничества) ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО. Электронный сервис сопровождения профессионального роста молодого учителя включает такие компоненты, как банк идей наставников, банк моделей наставнической деятельности, календарь мероприятий по обмену наставническим опытом (вебинары, форумы, семинары), календарь обучающих мероприятий (курсы повышения квалификации по проблеме наставничества в школе), диагностический инструментарий для всех субъектов наставнической деятельности, навигатор наставника, справка об электронных образовательных ресурсах, платформа для развития сетевого сообщества наставников и молодых педагогов.

В 2019 году в рамках регионального проекта ММРЦ более 200 молодых педагогов Ростовской области приняли участие в проводимых ресурсными центрами мероприятиях по проблемам реализации межпредметных технологий (показатели ФЦПРО на 2016-2020 годы), локальной нормативно-правовой базы и показателей результативности внутришкольной системы оценки качества образования (ВСОКО), образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в общеобразовательном учреждении, организации профориентационной работы с обучающимися во внеурочной деятельности (на всех уровнях общего образования), информационно-образовательной среды школы (участие в проекте «Электронная школа»). Один из ресурсных центров, а именно муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Лицей № 103 имени Сергея Козлова», инициировал исследование проблемы сопровождения профессионального роста молодых педагогов Дона, целью которого является разработка эффективной модели поддержки и развития профессионального роста молодых педагогов в современной школе, разработка и апробация эффективных форм и технологий наставничества (http://ripkro.ru/news/4040/, http://ripkro.ru/news/4076/).

В течение 2019 года специалистами Института разработан и опубликован комплекс методических материалов поддержки молодого учителя – учебные пособия, статьи, методические рекомендации, к примеру, в составе учебного пособия – «Среда профессионального развития учителя российской школы, «устремленной в будущее». Стратегии, практики, перспективы» представлен развернутый раздел «Ресурс становления молодого учителя современной российской школы – инновационная среда профессиональных сообществ, наставничества, лабораторий педагогического творчества», где опубликована не только теоретическая модель поддержки развития профессионального роста молодых учителей, но и обширно представлены технологические основы работы с молодыми учителя в рамках «Школы молодого учителя» - разработан пакет диагностических методик для исследования мотивационной сферы молодого педагога, систематизированы и представлены параметры дидактической системы молодого педагога, разработана организационно-технологическая документация по региональному педагогическому Интернет-конкурсу «Молодой учитель в пространстве Национальной системы учительского роста», разработана карта основных задач профессиональной деятельности молодого педагога и компетентностная модель молодого учителя, а так же программа самообучения в Школе молодого учителя и фонд оценочных средств для контроля и самоконтроля динамики профессионального развития молодого учителя.

В декабре 2019 года проведен мониторинг системы поддержки молодых учителей Ростовской области и наставничества по следующим критериям: количество молодых педагогов, преподаваемый предмет, стаж, возраст, проблематика наставнической деятельности (формы, методы, достижения, инновации), результаты представлены на официальном сайте Института (http://ripkro.ru/rsoko/sistema-metod/monitoring-rezultatov.php , http://ripkro.ru/news/4344/). Запланирован ежегодный мониторинг вовлеченности молодых учителей в профессионально-развивающие мероприятия по разработанной системе критериев (критерии оценки системы поддержки молодых педагогов и наставничества, ориентированной на повышение качества общего образования (на основе практики международных исследований качества образования по модели PISA) представлены на официальном сайте Института).

Для решения поставленных задач в 2019 году были разработаны:

  • целевая программа поддержки молодых педагогов и развития наставничества в Ростовской области http://www.rostovipk.ru:99/ripkro/2020/01/1339/1339prog.pdf ;

  • критерии оценки системы поддержки молодых педагогов и наставничества, ориентированной на повышение качества общего образования (на основе практики международных исследований качества образования по модели PISA) http://www.rostovipk.ru:99/ripkro/2020/01/1339/1339kriter.pdf ;

  • оценка, мониторинг результатов и анализ внедрения региональной модели сопровождения молодого учителя в условиях формирования национальной системы учительского роста http://www.rostovipk.ru:99/ripkro/2019/12/1249/1249-02.pdf ;

  • мониторинг результатов деятельности системы поддержки молодых педагогов и системы наставничества http://ripkro.ru/rsoko/sistema-metod/monitoring-rezultatov.php;

  • пакет анкет для исследования мотивационной сферы молодого педагога http://www.rostovipk.ru:99/ripkro/2018/05/378/378anketi.pdf .

Комплекс проведенных мероприятий в рамках программы поддержки молодого учителя представлен на официальном сайте Института http://ripkro.ru/rsoko/sistema-metod/meropr.php

Результаты проведенной работы и их анализ позволили обосновать ключевые задачи по работе с молодыми педагогами на 2020 год:

  • вовлечь в 2020 году не менее 65 % педагогических работников в возрасте до 35 лет в различные формы поддержки и сопровождения, в том числе наставничества, в первые три года работы;

  • разработать целостную модель механизмов вовлечения педагогических работников в возрасте до 35 лет в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы;

  • организовать деятельностью по выявлению и преодолению профессиональных дефицитов молодых педагогов и наставников.

Пакет анкет для исследования мотивационной сферы молодого педагога

Проектирование дидактической системы молодого педагога (по А.В. Хуторскому)