Семинар был направлен на выявление и диссеминацию продуктивного инновационного опыта работников образовательных организаций Ростовской области по формированию языковой культуры, повышению статуса русского языка; продвижению и развитию чтения; повышение профессионального мастерства работников образовательных организаций в контексте формирования языковой культуры.
В работе семинара приняли участие 82 человека из 28 территорий Ростовской области.
Среди участников семинара – учителя русского языка и литературы, учителя начальных классов, педагоги-библиотекари, библиотекари, методисты, директора, заместители директоров, заведующие МЦ.
Состав участников семинара:
- учителя русского языка – 13 человек;
- учителя начальных классов – 13 человек;
- педагоги-библиотекари – 20 человек;
- зав. библиотеками, библиотекари – 24 человека;
- другие категории – 12 человек.
Рис. 1. Состав участников семинара
Территориальный состав участников семинара:
города : Батайск – 2; Гуково – 2; Зверево – 3; Новочерксасск – 1; Новошахтинск – 3; Ростов - на - Дону – 25; Таганрог – 4; Шахты – 1.
районы: Азовский – 2; Аксайский – 3; Багаевский – 1; Верхнедонской – 2; Волгодонский – 2; Дубовский – 1; Егорлыкский – 2; Заветинский – 1; Зерноградский – 3; Зимовниковский – 2; Кагальницкий – 1; Милютинский – 1; Октябрьский – 2; Песчанокопский – 2; Родионово-Несветайский – 7; Тарасовский – 2; Тацинский – 2; Усть-Донецкий – 1; Целинский – 2; Чертковский – 1.
Из 55 территорий Ростовской области в семинаре приняли участие 51% территорий – 8 городских (14,6%) и 20 районных (36,4%).
В рамках семинара работали 3 секции.
1 секция «Создание словарной национальной энциклопедической системы нового поколения – основа развития, сохранения и укрепления позиций русского языка».Модератор – Павлова Т.И., доцент кафедры филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО
В работе секции приняли участие 18 человек. Было заслушано 7 выступлений.
Участниками секции было отмечено, что в настоящий момент необходимость формирования культуры пользования словарями осмыслена как большая общественно значимая проблема, необходимость решения которой зафиксирована в основных образовательных документах. Поэтому в педагогическом сообществе все больше осознается роль словарей в духовной жизни общества, в повышении культуры речи.
Основными задачами секции стали:
- выявление нового взгляда на роль и возможность словарей в образовательном процессе;
- создание педагогических условий в образовательном процессе для успешной организации работы со словарями;
- поиск новых форм работ со словарями в урочной и во внеурочной деятельности.
На секции состоялся плодотворный обмен мнениями о систематическом подходе к формированию у школьников лексикографической культуры во внеурочной деятельности, в системе факультативных занятий. Участники обсуждали методические подходы при обращении к лексикографическому наследию В.И. Даля. Слово Даля способно одухотворить российское образование. У Даля можно учиться, по определению акад. Степанова, «рыцарской верности и преданности Слову». Жизненный путь и научная судьба Даля подтверждают духовно-нравственный смысл, вложенный русским народом в понятия «труд – труженик», «подвижник – подвижничество», «надежда, польза».
В выступлении Т.Д. Ляшенко, И.А. Кадуриной было отмечено, что в целях обучения и воспитания чрезвычайно важно на уроках русского языка знакомить учащихся с личностью и творческой судьбой В.И. Даля, великого труженика и «подвижника русской речи»; слово в словаре Даля – это историко-культурный феномен, позволяющий осуществлять линию духовно-нравственного воспитания учащихся.
Одним из этапов работы секции было внесение следующих предложений:
- Признать актуальность и перспективность проблемы обсуждения, заявленной на секции.
- Совершенствовать образовательные практики по формированию культуры работы со словарями в учебном процессе и в системе библиотечной работы.
- Организовывать выставки словарей и энциклопедий (в том числе с использованием интернет-пространства) в рамках всероссийского мероприятия «День словаря», проводимого 22 ноября и приуроченного к празднованию дня рождения великого русского лексикографа В.И. Даля.
- Создать банк инновационных практик учителей русского-языка и литературы, начальных классов, педагогов-библиотекарей, библиотечных работников по подготовке и проведению мероприятий всероссийского конкурса «Словарный урок».
- Распространять в педагогическом сообществе опыт учителей, педагогов-библиотекарей, библиотечных работников по использованию современных словарей, электронных источников, справочной информации.
2 секция «Литературное краеведение».Модератор – Ратке И.Р., заведующий кафедрой филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО
В работе секции принял участие 31 человек. Было представлено 8 выступлений.
Участники секции считают, что в условиях продолжающегося снижения интереса школьников к чтению особое значение приобретают новые формы мотивации, позволяющие сформировать отношение к чтению как к ценности, обладающей высоким развивающим потенциалом. Одна из таких форм – литературное краеведение, дающее возможность через обращение к культурным ценностям города, станицы, района, села получить представление о творчестве писателей-земляков, расширить круг чтения обучающихся, создать условия для их проектной деятельности, посвящённой региональному содержанию литературного образования.
Основные задачи секции:
- выявление эффективных практик приобщения обучающихся к региональному содержанию литературного образования средствами школьных, муниципальных, региональных библиотек;
- создание условий для успешной организации работы библиотек по литературному краеведению;
- поиск новых форм мотивации обучающихся к чтению и изучению региональной литературы.
Состоялось представление и плодотворное обсуждение различных моделей деятельности школьных и публичных библиотек, направленной на популяризацию жизни и творчества писателей Дона в среде обучающихся (интерактивный литературный путеводитель по муниципальному образованию, проектная деятельность учащихся в сотрудничестве с библиотеками, литературная ярмарка и др.).
Результатом работы секции стали следующие предложения:
- Признать актуальность и перспективность подходов, обозначенных в рамках секции.
- Создать банк инновационных практик учителей русского языка и литературы, начальных классов, педагогов-библиотекарей, сотрудников муниципальных и региональных библиотек по литературному краеведению.
- Совершенствовать образовательные практики по литературному краеведению в учебном процессе и в системе библиотечной работы.
- Совершенствовать формы мотивации обучающихся к чтению и изучению региональной литературы через инновационную деятельность по использованию ресурсов школьных, муниципальных, региональных библиотек.
3 секция «Русский язык и чтение в условиях полиэтнического и поликультурного региона».Модератор – Небоженко М.М., заведующий библиотекой ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО.
В работе секции «Русский язык и чтение в условиях полиэтнического и поликультурного региона» приняли участие 33 человека. На секции было представлено 8 докладов.
Участники секции отметили, что Ростовская область – полиэтнический, поликультурный, поликонфессиональный регион. На Дону живет более 150 народов. В этих условиях, а также с учетом таких мировых тенденций как усиление миграционных процессов, рост национального самосознания, обострение национальных и конфессиональных отношений, особое значение приобретает проблема изучения русского языка, как государственного языка РФ и языка межнационального общения. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что существенную роль в процессе обучения русскому языку играет книга. Читая книги, учащиеся получают возможность приобщиться к искусству слова, освоить тонкости языка. В выступлении участников было отмечено, что в книгах разных народов отражены общегуманистические идеалы, объединяющие людей разных культур, что особенно важно для жителей полиэтнического региона.
Основные задачи секции:
- выявление тенденций чтения детей в условиях поликультурной среды;
- выявление эффективных практик приобщения детей поликультурного региона к чтению;
- поиск моделей деятельности библиотек региона, обеспечивающих высокое качество поддержки обучения русскому языку учащихся поликультурного региона.
В докладах участников секции был представлен эффективный опыт библиотек региона (как библиотек образовательных организаций, так и муниципальных) по продвижению русского языка и приобщению детей к чтению.
Результатом работы секции стали следующие предложения:
- Признать актуальность и перспективность подходов, обозначенных в рамках секции.
- Создать банк инновационных практик библиотек по продвижению русского языка и приобщению детей к чтению.
- Продолжать выявлять инновационный и перспективный опыт работы библиотек (как библиотек образовательных организаций, так и муниципальных) и других учреждений культуры; осуществлять поиск моделей деятельности библиотек региона, обеспечивающих высокое качество решения вопросов по заявленной проблеме.
- Распространять в педагогическом и библиотечном сообществе опыт библиотек по продвижению русского языка и приобщению детей к чтению.
Таким образом, участники методического семинара отметили:
- актуальность и перспективность подходов к решению проблем, заявленных на семинаре;
- необходимость создания банка выявленных инновационных практик по заявленной проблеме;
- необходимость продолжать работу по выявлению инновационного и перспективного опыта, по поиску моделей деятельности, обеспечивающих высокое качество решения заявленной проблемы;
- необходимость распространять в педагогическом и библиотечном сообществе региона выявленный в рамках методического семинара опыт.
В целом участниками семинара была дана высокая оценка мероприятия, как с точки зрения его организации, так и в методическом контексте.